Без категории

Интервью Сарибека Сукиасяна журналу “АРАРАТ’13”. “У меня есть рецепт удачи”

Արարատ

Наша беседа с Сарибеком Сукиасяном развернулась вокруг вопросов становления и сложных путей развития бизнеса, тайн удачливости бизнесмена, личных предпочтений и других разнообразных тем.

–          Господин Сукиасян, существует уже устоявшееся общественное мнение: каждый может достигнуть успеха в бизнесе. Для этого нужны всего лишь “начальный капитал”, “полезные связи” и “случай ”. Насколько обоснованно такое мнение?

–          Конечно же нет. Человек не может делать то, чего не может. Перечисленные Вами факторы – “капитал”, “связи”, или же монопольное положение в какой-либо области бизнеса, мошенничество и наглость могут обогатить человека, принести кратковременную удачу, но бизнесом это не называется. Истинное благосостояние и удачу никто вам на тарелочке не преподнесет. В качестве примера приведу путь пройденный нашей семьей в сфере бизнеса. Предпринимательством мы начали заниматься  со второй половины 1980-х годов, когда Горбачев провозгласил так называемую перестройку, давшую возможность заниматься предпринимательством. Отец и мы, братья, задумались о том, что в этой стране что-то меняется, что можно самовыразиться не только стремлением к государственной должности и обеспечить благосостояние семьи не только подпольной хозяйственной деятельностью. Создали наш семейный бизнес – производили запчасти для машин и пластмассовые бытовые изделия, которые пользовались большим спросом в России. Так получилось, что мы с легкостью расстались с советским менталитетом и быстро освоили законы бизнеса. Когда в стране начался процесс приватизации, прибыль с нашей предпринимательской деятельности начали вкладывать в промышленность и различные области торговли. Сегодня это называется диверсификацией, но тогда таких слов, кажется, и не знали. Верные решения носили более инстинктивный характер. В дальнейшем мы начали более подробно изучать рынок, тратить деньги на аналитическую деятельность, изучать специализированную литературу. Однако главной составляющей нашей удачи была правильная оценка важности “человеческого фактора” в бизнесе. На работу пригласили образованных, свободомыслящих молодых специалистов, начали работать с ними, как говорится, взрастили их, и вмести с ними росли сами. В менеджменте “СИЛ”-а долгие годы не было утечки кадров. Мы сейчас группа единомышленников, руководствующаяся корпоративными интересами.

–          То есть, ключом к успеху было начало бизнеса в конце 80-ых?

–          Нет, не так. Может сегодня конкурентная среда более сложная, но в любом временном отрезке существует возможность для удачи. Не все места бывают заняты и для развития всегда существует возможность. В противном случае на Западе никто бы не смог начать новое дело, так как, на первый взгляд, все сферы бизнеса перенасыщены. Просто надо быть благоразумным, трудолюбивым и искать новые решения. В конечном итоге мы тоже прошли через многие испытания, но родительское воспитание, наша общность, последовательность дали свои плоды. Хотел бы отметить еще одно важное обстоятельство – бизнес-навыки и высокие человеческие качества моего старшего брата Хачатура. Наш старший брат является локомотивом всех бизнес программ, нашей экономической мыслью, нашим вдохновителем.

–          А в каком случае не достигли бы успеха?

–          У меня нет ответа на этот вопрос, так как ключа от всех дверей не существует. Представьте себе, что все удачливы, к чему бы не прикоснулись – обратилось бы в золото… Так не бывает. Другой вопрос, что у меня есть рецепт удачи, однако он не универсален. Он очень прост – не обманывать самого себя, иметь твердую волю, стремится к намеченным целям, не отчаиваться даже в самых безнадежных ситуациях. Надо иметь семью – любящую и любимую. Важно так же окружение, дающее возможность роста, и образование. Может надо так же иметь таких родителей и братьев как мои (улыбается).

–          Кто для Вас является авторитетами среди бизнесменов?

–          Отвечу так – есть личности, экономическим талантом которых я восхищаюсь. Например, лауреат Нобелевской премии, экономист Мухаммед Юнус из Бангладеша. Он применил новую систему микрофинансирования, предлагая бедным жителям деревень своей страны микрокредитование без каких-либо залоговых договоров. Залогом являлось честное слово. Считаю, что Юнус совершил чудо. Сегодня, если не ошибаюсь, у его банка насчитывается около 7.0 млн. заемщиков, а процент возврата кредитов – 99%. Благодаря этой программе Юнуса уровень бедности в Бангладеше за 5 лет снизился на 10 процентов. Или, например, блестящий менеджер Ли Якокка. Он поднял “Форд”, достигший черты банкротства, а потом и “Крайслер”. Герои своего времени. И таких – много.

–          Бизнес Сукиасянов диверсифицирован, деятельность развивается в различных сферах экономики. А какой сфере Вы уделяете наибольшее внимание, или какая область более ответственная… А может, к чему больше душа лежит?

–          Самая ответственная, скорее всего – «АРМЭКОНОМБАНК», где я являюсь председателем совета. Как Вы знаете, на сегодняшний день это одна из крупных финансовых структур Армении, акционером которой является Европейский Банк Реконструкции и Развития. Больших усилий и бессонных ночей потребовала эта банковская деятельность. И здесь тоже есть укомплектованная молодыми  специалистами команда менеджеров, которые блестяще руководят «АРМЭКОНОМБАНКОМ». Это уже состоявшаяся структура и, говоря откровенно, я все меньше времени уделяю ее руководству. Объясню почему: когда ситуация сложная (а так было, когда мы только приобрели банк), процесс руководства мне был интересен, когда ситуация разрешена и полностью контролируема, мне становится скучновато. Говоря иначе, мне более импонирует кризис-менеджмент.

–          Успеваете руководить всей этой огромной  бизнес-структурой под названием “СИЛ КОНЦЕРН”?

–          Ну,  во первых,  я не один этим занимаюсь – с братьями и отцом. Между прочим, отец, достигнув почтенного возраста, каждое утро рано встает и, как сам говорит – идет на работу, как и 20, 30 и 40 лет назад, хотя мог бы давно уйти на заслуженный отдых.

–          А свободное время у Вас бывает, успеваете отдохнуть?

–          Конечно. В свободное время (а это бывает ночью) я сплю (смеется). У меня 12-и часовой рабочий день. Даже поздно вечером ко мне приходят руководители различных предприятий и специалисты для обсуждения различных задач и планирования дальнейших действий. Однако я не считаю это трудовой нагрузкой, от которой устаешь и хочешь побыстрее закончить с этим. Нет, это мой образ жизни, от которого я получаю удовольствие. Пытаюсь уделить побольше времени моей большой семье. Большой, потому что семья – это не только супруга и три мои дочери, но также братья, сестра, их семьи и дети. Не все знают, что мы все живем под одной крышей, в одном здании. Это здание – реконструированный отчий дом, хотя каждый из нас мог бы позволить себе отдельный особняк. Это тоже счастье и, может быть, залог нашего успеха, когда вокруг обеденного стола собирается вся большая семья. В свободное время занимаюсь воспитанием дочерей. Особое внимание уделяю их обучению, развитию и знаниям. Их будущее для меня первостепенно важно. Убежден, что наилучшим вкладом для родителя является образование  и воспитание детей, а не активы или оставляемые им наследства. Одним словом, предпочитаю семейное окружение.

Кажется слишком позитивно себя представил, но я и вправду такой. Мои друзья, мое окружение могут подтвердить, что в быту излишества и помпезность я не люблю. Так называемых “тусовок” сторонюсь. Не курю, алкоголь не употребляю. Не считаю, что алкоголь снимает напряжение. Читать книги намного лучше. У нас богатая библиотека, и друзья часто ее пополняют.

–          В данный момент что читаете?

–          “Воды Хаконе” японского автора Теру Такакура. Часто перечитываю рассказы Вильяма Сарояна. В последнее время читаю историков и автобиографические произведения великих.

–          Компьютером пользуетесь?

–          В этом вопросе более консервативен – ручка и бумага для меня более удобны в работе. Правда интернетом пользуюсь, но большую часть необходимой информации мои помощники распечатывают.

–          Ваша бизнес-структура называется “СИЛ”. Почему?

–          Название “СИЛ” для нашей семьи ценность. Оно связано с нашей фамилией и местностью, где мы родились и выросли. Я имею в виду Силачи. Думаю, что название “СИЛ” – это уже не собственность нашей семьи. Оно принадлежит нашим сотрудникам и, почему бы и нет, общественности, всем тем, кто уважительно относится к нашей деятельности.

–          Не секрет, что последние годы стали испытанием и для вашей семьи, и для вашего бизнеса. Не возникло желание заняться политикой?

Политика, политическая система, ее интриги мне не по душе. И чем дальше друг от друга будут бизнес и политика, тем лучше будет и для бизнеса, и для политики, и для государства, и для граждан. Конечно, у бизнеса и политики есть взаимные интересы, Я неоднократно говорил, что для цивилизованного бизнеса в Армении не созданы условия. Государство должно возглавлять процесс формирования ценностей и правил. Создаст нормальные правила, конкурентную среду – страна будет прогрессировать, если нет – будем иметь то, что имеем.